Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и возможные пути их решения | Ассоциация промышленников и предпринимателей

Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и возможные пути их решения

Выступление на совете

Выступление председателя правления Ассоциации промышленников и предпринимателей на заседании общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе С.-Петербурга 29.06.2015 года, Смольный, Световой зал.

 

Главным мотивом этого доклада является крайняя обеспокоенность Ассоциации положением дел в экономике нашего города. Так, инвестиции в основной капитал сократились по итогам 5-ти месяцев на 8,2%, падение индекса промышленного производства составило – 7,2 %, это один из худших показателей среди мегаполисов РФ. До половины  мелкорозничных предприятий города ушли сегодня в теневой сектор. В результате 80% ритейла контролируются сетевыми структурами, контрольные пакеты акций которых находятся вне территории России. Вместо судебных приставов незаконно возведенные торговые объекты сносятся силовыми структурами, организованными КУГИ города. Законно поставить торговую точку стало почти невозможно. Эта ситуация показывает реальную обстановку в среде обитания малого бизнеса и инвестиционной привлекательности города.  Налоги на объекты свыше 3000 кв.м. возросли от 2 до 35 раз. Разрабатываются планы по увеличению налоговой нагрузки на объекты свыше 1000 кв.м. Комитет по тарифам С.-Пб своими распоряжениями №629р от 30.12.2014, №575р от 18.12.2014, №573р от 18.12.2014 повысил стоимость технологического присоединения к сетям монополий в 2015 году. Так, плата за присоединение к энергоснабжению увеличилась на 12%, подключение в воде на 30%, при подключение к водоотведению на 100%.  Продолжается рост тарифов на услуги  монополий.  Дефицит городского бюджета превысил 50 млрд. рублей.  Все это позволяет сделать вывод о необходимости серьезной модернизации системы управления экономикой города, без чего нам не выполнить ни майских указов нашего Президента, ни планов Правительства по социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга до 2030 года. 

В связи с вышеизложенным,  МЫ ПРЕДЛАГАЕМ:

  1. Реформировать систему управления экономикой города. Для этого, объединить все комитеты экономической направленности (их сегодня 5) в единый Комитет экономики, промышленной политики и торговли под руководством председателя – вице-губернатора-члена Правительства города. Замкнуть на него финансовый комитет, комитет по строительству, комитет по энергетике, комитет по тарифам  и некоторые другие государственные структуры. Необходима концентрация системы экономического управления.
  2. В районах вести должности первых заместителей глав районных администраций по экономике и комитеты по промышленности и предпринимательству. В каждом районе создать бюджетный счет пополняемый предприятиями, работающими на территории района. По состоянию этого счета уже через год Правительству будет ясна реальная картина развития экономики любого района города. С этого же счета целесообразно поощрять эффективных чиновников. Многие районные администрации не работают над решением задачи пополнения бюджета города, последовательно создают трудности для развития легальной мелкой розницы, что провоцирует массовое нелегальное предпринимательство. Процветает коррупция. Например, на заседании с участием омбудсмена А.В.Абросимова «Бизнес против коррупции» предприниматели Калининского района обратились с жалобой на действия администрации, возглавляемой Моториным Е.А.. Нам известен этот Глава по действиям в Петродворцовом районе С.-Пб. Многократно в Ассоциацию обращались предприниматели с жалобами на поборы. При этом все отказывались писать заявления в правоохранительные органы, не веря в  справедливость расследований. Просим Правительство проводить консультации с бизнес-сообществом при назначении глав администраций районов и их заместителей.
  3. Я депутат пяти созывов. Система муниципального управления нашего города не эффективна. Мы предлагаем создать при  главах администрации районов Советы муниципальных образований района под руководством Председателя совета с широкими полномочиями. Поручить Советам контролировать ситуацию в ЖКХ, внутри дворовые территории, дороги местного значения и др. Обязать муниципалитеты совместно с Комитетом имущественных отношений упорядочить и контролировать  розничную торговлю. Жители территории лучше знают, где нужен киоск или павильон. В будущем сократить число муниципалитетов со 111 до 18-ти.
  4. Упорядочить работу городских  ресурсоснабжающих монополий. Ввести в советы директоров госмонополий представителей объединений предпринимателей города (ТПП, РСПП, АПП, Союза предпринимателей С.-Пб и др.). До сих пор около 80% предприятий города не имеют договоров на энергоснабжение. Они нарушают действующее федеральное законодательство.   Мы просим прокуратуру города провести анализ бездействия профильных комитетов, приведших в фактическому банкротству ОАО «Ленэнерго». Долги компании превысили 90 млрд. рублей (около 20% бюджета города). «Потерять» столько денег можно только при крышевании «Ленэнерго» чиновниками, входящими в состав совета директоров.  Эти же чиновники позволили заложить в землю С.-Петербурга 600 км. ржавых труб. Эти же чиновники, затратив на закупку новой уборочной техники в 2010 году 6 млрд. рублей, не сумели очистить город от снега. Это именно то, что называется системной коррупцией.   Все это происходило, уважаемые члены Общественного совета с нашего с Вами молчаливого согласия. Мы предлагаем Правительству города обратиться в правительство РФ с предложением скорейшего объединения двух монополий: сетевых структур и гарантирующих поставщиков электроэнергии. Эту системную ошибку, сделанную при реформировании РАО ЕС,  необходимо срочно исправить.
  5. Провести инвентаризацию всех городских ГУП и ГКУ. До половины из них можно сократить без последствий для города. Чтобы осуществлять проверки бизнеса без разрешения Прокуратуры С.-Петербурга государственные конторы пишут друг другу «тревожные письма». Мы просим прекратить все внеплановые проверки предпринимателей города без санкций прокуратуры СПб. А многие, сидящие в этом зале, требовали от меня включить просьбу о полном прекращении проверок, за исключением случаев, связанных с опасностью для жизни граждан. Потому что даже плановые проверки уже замордовали наш бизнес.
  6. Вопреки указаниям Губернатора СПб малый строительный бизнес практически не допущен к работам по капитальному ремонту жилого фонда. В результате кровли города мы еще не начали ремонтировать. Сегодня объем работ, выполняемых малыми и средними предприятиями в строительстве, упал до 8%. Мы просим Правительство ознакомится и совместно с бизнесом начать реализацию разработанной на  5-м съезде строителей Северо-Запада 04.06.2015г. программы выхода из кризиса строительного сектора экономики. Вот она эта программа!
  7. Выполняя требования Президента РФ по выводу России на 20-е место Doing business необходимо  продолжить реформирование  полиции. Она не защищает ни предпринимателей, ни частную собственность.  Просим Правительство города обратиться в Правительство РФ с предложением разделить полицию на федеральную, региональную и муниципальную.  Тогда один коррумпированный офицер полиции не сможет блокировать работу всей правоохранительной системы страны. Считаем целесообразным приглашать на заседания Общественного совета руководителей силовых структур города.
  8. Не могу не сказать о реализуемых программах поддержки предпринимательства, которые по нашему мнению представляют собой банальную раздачу бюджетных средств субъектам малого бизнеса. Эта раздача касается менее 0,3% от числа субъектов бизнеса города. Он, бизнес, просто не может почувствовать нашей поддержки. В Государственную программу практически не вошли такие приоритетные направления развития предпринимательства, как внедрение инновационных, наукоемких и ресурсосберегающих технологий, поддержка производителей импортозамещающей продукции. Всего 0,9% средств выделено на субсидирование приобретения оборудования в интересах производства, 0,2% — на инновации. При всем при этом на государственные структуры, занимающиеся поддержкой, тратиться более 30% выделенных средств. Только на содержание УК нашего Совета выделено 212,6 млн.руб.(на инновации –5,0млн. на 6 лет). Инструкция, определяющая порядок подачи заявки на получение субсидии и подготовки необходимой документации, разработанная нашим Комитетом   имеет объем в 60 листов. Разобраться в ней самим предпринимателям, как правило, не имеющим ни штатных юристов, ни экономистов практически невозможно. Предлагаем переработать программу поддержки в интересах практической реализации Правительственной программы развития города 2030.
  9. В интересах решения проблемы продовольственной безопасности и воссоздания конкуренции в секторе мелкой розницы, мы предлагаем реанимировать программу магазинов шаговой доступности. Но реализовать такую программу, по нашему мнению,  сможет только профильный вице-губернатор. Довести уровень мелкой розницы в товарообороте до 40% к 2018 году.
  10. Необходимо переработать документы по оценке регулирующего воздействия Законов и Постановлений Правительства города на экономику. Почему? Ассоциация отказалась подписать эти документы, т.к. не захотели вводить в заблуждение Председателя Правительства-Губернатора СПб. Что сделали чиновники профильного комитета? Просто убрали нашу подпись. В результате Правительство города получило неработающий документ, а из под пера чиновников появляются постановления, подобные №1045.

Уважаемые члены совета, практическая реализация положений данного доклада позволит нам более эффективно решать проблемы экономики нашего города, выполнять майские указы Президента РФ и реализовывать программу социально-экономического развития  2030. Дорогу осилит идущий.