Комиссия по промышленности, экономике и собственности обсудила эффективность мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге | Ассоциация промышленников и предпринимателей

Комиссия по промышленности, экономике и собственности обсудила эффективность мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге

ЗС СПБ

4 апреля 2016 г. на заседании постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности члены комиссии выслушали доклад председателя Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка СПб Эльгиза Качаева о мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства  осуществленных в 2015 году. По его словам всего за 2015 год предоставлены субсидии 203 предпринимателям  на общую сумму 167 292 600 руб., что соответствует 98,44 процентам исполнения бюджета. Выросло количество участников специальных программ, однако заметно уменьшился общий объем их финансирования. Этот показатель упал, прежде всего, за счет сокращения средств, выделяемых из федерального бюджета.

В обсуждении доклада участвовали депутаты ЗС СПб, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов и представители общественных объединений города. Председатель правления Ассоциации Федоров Сергей Владимирович выступил с докладом о проведенном анализе осуществляемой Правительством Санкт-Петербурга поддержки малого и среднего бизнеса.

 

Текст доклада:

Анализ подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка».

В результате проведенного анализа были выявлены следующие существенные замечания:

  • На наш взгляд, необходимо пересмотреть сам принцип формирования государственной программы, как оказания имущественной поддержки СМСП, как принцип уже не соответствующий духу времени, а именно, перейти от их субсидирования (раздачи бюджетных средств) к финансированию тех проектов, которые дают реальный экономический вклад в развитие экономики города и результат исполнения которых можно объективно проконтролировать.
  • В соответствии с п. 2.1. «Порядка принятия решения о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации» (Приложение 1 к Постановлению Правительства СПб от 25.12.2013 г. с изм. от 15.07.2015 г.) (Далее Порядок), Государственная программа должна в обязательном порядке содержать.
    • Описание и обоснование состава и значений целевых показателей государственной программы, и индикаторов подпрограмм.
    • Обоснование выделения отдельных мероприятий.

В рассматриваемой же подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» в нарушение п. 2.1. Порядка:

  1. Отсутствует какое либо обоснование выбранных разработчиками целевых показателей подпрограммы.
  2. Предлагаемые в подпрограмме целевые показатели (например, «доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга», «количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения СПб», «доля опрошенных предпринимателей, считающих, что условия предпринимательской деятельности улучшились»), на наш взгляд, не позволяют объективно оценить влияние подпрограммы на экономику развития малого и среднего бизнеса города, и, следовательно, эффективность вложенных государственных средств. А такой показатель, как «доля опрошенных предпринимателей», на наш взгляд, следует исключить, как субъективный и практически неконтролируемый. Обращаем внимание, что под значение этих показателей можно, при желании, подогнать любой результат работы, а это, в свою очередь приводит к фактически исключению возможности контроля эффективности выделения, распределения и использования бюджетных средств. При этом, исполнители программы не несут никакой ответственности за получение какого-либо конкретного результата, приносящего экономический эффект.
  3. Индикаторы подпрограммы не соответствуют, на наш взгляд, по содержанию целевым показателям;
  4. Не показано, как показатели и индикаторы будут соотноситься с показателями экономического развития города,
  5. Индикаторы спецпрограмм и мероприятий отсутствуют вовсе ( значит их невозможно контролировать).
  6. В программе отсутствует обоснование перечня предлагаемых мероприятий по подпрограмме.
  7. Нет обоснования распределения выделенного объема средств подпрограммы по мероприятиям.
  8. В ответе на наши замечания отмечается, что при разработке Программы Комитетом учитывается опыт реализации мероприятий за предыдущие годы, опросы предпринимателей, комплексный мониторинг, но почему-то результаты этого учета никак не отражены в тексте при обоснования подпрограммы.
  9. В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года отмечается необходимость «расширения участия предпринимателей, союзов и объединений в формировании и реализации городских государственных программ». К сожалению, в основном руководящем документе — «Порядке принятия решения о разработке государственных программ Санкт-Петербурга», не сказано ни слова об участии общественных организаций и бизнес-сообществ в формировании, контроле и оценке результативности государственных программ. Явный разрыв между положением Стратегии и документами Правительства её реализующими.
  10. В разделе 2 Программы отмечается, что «эффективная реализация госпрограммы невозможна без проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативно-правовых актов Правительства СПб, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности». Возникает вопрос, была ли проведена процедура ОРВ рассматриваемой программы. И если была проведена, то привлекались ли к ОРВ субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности (п. 3.6 — 3.10 Порядка проведения ОРВ в СПб. Приложение к Постановлению Правительства СПб № 244 от 10.04.2014 г.), были ли опубликованы на сайте уведомление о проведении публичных консультаций по проекту программы, проводились ли опросы бизнес-ассоциаций ( п.3.7.), интернет-опросы, совещания с представителями СМСП. Была ли возможность ознакомиться с предварительным заключением об ОРВ на сайте (п.10.).
  1. Отсутствует какое либо обоснование выбранных разработчиками целевых показателей подпрограммы,
  2. предлагаемые в подпрограмме целевые показатели (например, «доля налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга», «количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения СПб», «доля опрошенных предпринимателей, считающих, что условия предпринимательской деятельности улучшились»), на наш взгляд, не позволяют объективно оценить влияние подпрограммы на экономику развития малого и среднего бизнеса города, и, следовательно, эффективность вложенных государственных средств. А такой показатель, как «доля опрошенных предпринимателей», на наш взгляд, следует исключить, как субъективный и практически неконтролируемый. Обращаем внимание, что под значение этих показателей можно, при желании, подогнать любой результат работы, а это, в свою очередь приводит к фактически исключению возможности контроля эффективности выделения, распределения и использования бюджетных средств. При этом, исполнители программы не несут никакой ответственности за получение какого-либо конкретного результата, приносящего экономический эффект.
  3. Индикаторы подпрограммы не соответствуют, на наш взгляд, по содержанию целевым показателям.
  4. Не показано, как показатели и индикаторы будут соотноситься с показателями экономического развития города.
  5. Индикаторы спецпрограмм и мероприятий отсутствуют вовсе ( значит их невозможно контролировать).
  6. В программе отсутствует обоснование перечня предлагаемых мероприятий по подпрограмме.
  7. Нет обоснования распределения выделенного объема средств подпрограммы по мероприятиям.
  8. В ответе на наши замечания отмечается, что при разработке Программы Комитетом учитывается опыт реализации мероприятий за предыдущие годы, опросы предпринимателей, комплексный мониторинг, но почему-то результаты этого учета никак не отражены в тексте при обоснования подпрограммы.
  9. В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года отмечается необходимость «расширения участия предпринимателей, союзов и объединений в формировании и реализации городских государственных программ». К сожалению, в основном руководящем документе — «Порядке принятия решения о разработке государственных программ Санкт-Петербурга», не сказано ни слова об участии общественных организаций и бизнес-сообществ в формировании, контроле и оценке результативности государственных программ. Явный разрыв между положением Стратегии и документами Правительства её реализующими.
  10. В разделе 2 Программы отмечается, что «эффективная реализация госпрограммы невозможна без проведения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) проектов нормативно-правовых актов Правительства СПб, затрагивающих вопросы предпринимательской деятельности». Возникает вопрос, была ли проведена процедура ОРВ рассматриваемой программы. И если была проведена, то привлекались ли к ОРВ субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности (п. 3.6 — 3.10 Порядка проведения ОРВ в СПб. Приложение к Постановлению Правительства СПб № 244 от 10.04.2014 г.), были ли опубликованы на сайте уведомление о проведении публичных консультаций по проекту программы, проводились ли опросы бизнес-ассоциаций ( п.3.7.), интернет-опросы, совещания с представителями СМСП. Была ли возможность ознакомиться с предварительным заключением об ОРВ на сайте (п.10.).
  11. Необходимо пересмотреть саму городскую структуру управления поддержкой СМСП на предмет оптимизации использования бюджетных средств, выделяемых на её содержание и развитие. АПП проанализировала распределение бюджетных средств выделяемых на подпрограмму поддержки малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга. 30% от общей суммы выделяемых бюджетом средств, а с учетом содержания Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка на 2015 год – почти 50 % средств идет на вспомогательные мероприятия по обслуживанию программы поддержки, что, является, на наш взгляд, явным необоснованным дисбалансом финансовой структуры программы, существенно снижающим её эффективность и приводящим к неоправданному перерасходу бюджетных средств.
  12. Программой практически не предусмотрены такие приоритетные, антикризисные направления поддержки предпринимательства, как поддержка внедрения инновационных, наукоемких и ресурсосберегающих технологий, поддержка производителей импортозамещающей продукции.

Вывод:

Из вышесказанного следует необходимость в минимальные сроки (так как программа уже реализуется) провести переработку рассматриваемой выше подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», с учетом выявленных замечаний. Считаем целесообразным также провести подробный анализ всех 17 Государственных программ, обеспечивающих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга на предмет эффективности их формирования и реализации. Без этого невозможно оценить результативность использования выделенных для этих целей бюджетных средств.