Коррупция в РФ в целом и нашем городе С.-Петербурге, по мнению многих представителей бизнеса, носит абсолютный, системный характер. Сегодня коррупция стала одним из главных факторов негативно влияющих на развитие экономики нашего города. Наличие коррупции привело к ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата в С.-Петербурге и как следствие к существенным экономическим проблемам региона.
Одной из главных причин возникновения коррупционных отношений является непродуманные, а иногда и безграмотные нормативные акты исполнительных структур власти. Покажем это на примере работы одной из важнейших монопольных структур нашего города компании ОАО «Ленэнерго».
Еще в ноябре 2008 года Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе С.-Петербурга обратил внимание Правительства города, что без дополнительных трат (взяток) невозможно присоединиться к сетям энергетического монополиста ОАО «Ленэнерго». Очень скоро предприниматели, поставившие этот вопрос, были выведены из состава Совета. В марте 2009 года Комитет по энергетике в лице заместителя руководителя комитета тов. Сорочинского и новый Общественный совет доложили губернатору С.-Пб, что все проблемы с подключением в энергетике в городе решены. Вскоре тов. Сорочинский был назначен руководителем ОАО «Ленэнерго».
Сегодня следует подвести итоги «плодотворного» сотрудничества государственной монополии, профильного комитета Правительства и Общественного совета по малому предпринимательству. ОАО «Ленэнерго» де факто – банкрот. Долги компании, при попустительстве профильного комитета города и Совета директоров, превысили 80 млрд рублей. По оценкам экспертов Ассоциации, 80% предпринимателей города не присоединены к энергоснабжению и прямо нарушают федеральные законы по энергетике, город вынужден сдавать в аренду предпринимателям помещения, не подключенные к энергоснабжению. Это стало возможным только потому, что реформирование РАО ЕС РФ, проведенное под руководством А. Б.Чубайса и специалистов из JP Morgan Chase, привело к появлению неработоспособной энергетической структуры. Основная ошибка реформирования – разделение сетевых структур от гарантирующих поставщиков. Проще говоря, вырабатывает электрическую энергию один монополист – «генерирующая структура», доставляет до потребителя энергию и обеспечивает присоединение его к электрическим сетям второй монополист – сетевой, а вот «денюшки» за все это получает третий монополист – «гарантирующий поставщик». Этот реформаторский «шедевр» Анатолия Борисовича Чубайса привел к возникновению на территории нашей страны трех новых монополий и одной из сильнейших коррупционных экономических структур, остановивших развитие реального сектора экономики Российской Федерации.
Кстати, 04.05.2012 года вышло постановление Правительства РФ №442, по которому все потребители, не имеющие договоров на энергоснабжение заключенных с «гарантирующим поставщиком» ( их в городе 80% – около 300 000) должны заплатить штраф сетевой структуре и оплачивать электроэнергию не по счетчику, а по толщине входного электрического кабеля. Используя это постановление компания ОАО «Ленэнерго» собрала с предпринимателей города (по нашим оценкам) более 12 млрд рублей. Сотни малых предприятий были просто уничтожены монополистом.
Ассоциация имеет информацию, что подобное использование постановления №442 имеет место исключительно в нашем городе. Предполагаем, что разработка и подписание этого документа, спланирована и осуществлена системной коррупционной группой, связанной с исполнительными и законодательными структурами власти РФ. Поражает огромный размер этого документа – 192 листа машинописного текста формата А4, который обеспечивает скрытность его истинного назначения. Следует констатировать факт, что ТОП-менеджеры государственных монополий и руководители профильных комитетов Правительства города сегодня зачастую представляют собой единую корпоративную структуру. Поэтому контроль и реформирование городских монополий возможно только после существенных кадровых решений.
Как известно, проверки предпринимателей государственными органами регламентируются 294 ФЗ и проводятся по согласованию с прокуратурой. Исключения составляют проверки, которые осуществляются вне плана, если есть информация о существовании угрозы жизни или здоровью граждан.
Приведем примеры осуществления внеплановых проверок в С.-Петербурге. Как известно, что контроль, проверку и противопожарные мероприятия на территории РФ осуществляет МЧС. Но в нашем городе Правительство дополнительно к структурам МЧС содержит 18 пожарно-спасательных отрядов (ПСО), не имеющих право проверок. Директор ПСО имени князя Львова пишет письмо («Тревожный сигнал») начальнику отдела надзорной деятельности Петродворцового района И.В.Антонову, что по результатам сезонной проверки имеются нарушения правил противопожарного режима. МЧС возбуждает административное расследование и по результатам проверки выставляет штраф и требования по устранению выявленных недостатков. Все законно и без санкции прокуратуры, и без обращения граждан. Размер штрафа, налагаемого на предпринимателя может достигать 465 000 рублей. Если в указанный срок все нарушения были не устранены, то уже новый штраф утраивается: 465 000 х 3 = 1 395 000 рублей. Что совместно с уже уплаченным: 465 000+1 395 000=1860 000 рублей. И это строгом в соответствии с федеральным законодательством, которое приняло «драконовский» характер после пожара в «Хромой лошади». Средняя стоимость «тушения» такого «наезда» на предпринимателя по нашим не репрезентативным оценкам равна 175 000 рублей.
14 декабря 2014 года в офис Ассоциации вошел ведущий специалист отдела мониторинга государственного казенного учреждения «Городская реклама и информация» Тищенко Алексей Борисович и потребовал собрать всех собственников и директоров предприятий, находящихся в здании (их около 30), для выяснения – кому принадлежит баннер размером около 1 метра с надписью «Аренда» и номером телефона вывешен на фасаде дома. Для получения официального разрешения на размещение такой информации необходимо затратить до 1 года. На свой запрос в комитет по печати Ассоциация получила ответ, что проверка производится в ознаменовании 70-летия снятия блокады Ленинграда и конечно никакого согласования с прокуратурой не требуется. Проведенный опрос предпринимателей показал, что ликвидация последствий таких проверок обходится от 3 до 5 тысяч рублей. Немного.
В выступления представителей власти мы часто слышим вопрос: почему предприниматели не обращаются в полицию? Потому, что у нас пока нет полиции, защищающей предпринимателей и частную собственность.
Особо важное значение сегодня приобретают нарушения закона в сфере электронных торгов и конкурсов. В декабре 2013 года ООО «Вектор» обратилось в Полицию Московского района с просьбой проверить проведение электронных торгов на ООО «Балтийская Электронная площадка». «Вектор» нотариально зафиксировал подлог в предложении компании «Опус», ставшей победителем. На дворе май 2015 года никакого разбирательства еще не начато. Требования районной прокуратуры полицией просто игнорируются. У малого и среднего бизнеса города складывается устойчивое впечатление, что за привлечение полиции необходимо заплатить.
Как правильно отметил прокурор города, сегодня часто борьба с коррупцией сводится к поимке инспектора ГИБДД, берущего взятку от водителя, или врача поликлиники. Но проблема значительно глубже. Посмотрите на дороги нашего города. На асфальте видны выемки от колес автотранспорта глубиной до 3-5 сантиметров. Кто положил такой асфальт с нарушениями всех технологий? Куда смотрели профильные комитеты города. Три года назад при ремонте ЖКХ в городскую землю зарыли около 600 км. ржавых труб. Кто понес наказание за такое хозяйствование? К сожалению, принимаемые меры по предотвращению коррупции не приносят желаемых результатов, т.к. борются со следствием, а не с причинами. Но дорогу осилит идущий.