Международная научно-практическая конференция «Государство и бизнес» | Ассоциация промышленников и предпринимателей

Международная научно-практическая конференция «Государство и бизнес»

WhatsApp Image 2022-04-29 at 15.10.54

Международная научно-практическая конференция «Государство и бизнес» в Академии народного хозяйства и государственного управления при Президенте РФ. Правительство РФ, Санкт-Петербурга, представители экономической и финансовой науки, бизнесмены прокомментиировали состояние экономики, её основные проблемы и наметили пути выхода в светлое будущее.

WhatsApp Image 2022-04-29 at 15.08.21

Доклад председателя Ассоциации промышленников и предпринимателей на  международной конференции «Государство и бизнес. Современные проблемы и тенденции развития региональной экономики» в РАНХиГС 21.04.2022 г.

Эпиграф: «На внешнее давление мы должны ответить максимальной предпринимательской свободой» Президент России В.В.Путин

Уважаемые участники, наши зарубежные «партнеры» взяли курс на удушение нашей экономики. Именно поэтому  нам необходимо предпринять неординарные меры по ее укреплению.

Нас отрезали от доступного финансирования.  Центробанк , борясь с инфляцией, поднял процентную ставку до 20%, сейчас 17%. При такой ставке рефинансирования развитие экономики и прежде всего промышленного производства невозможно. Подчеркиваю, что следует прекратить разговоры о развитии реального сектора экономики при такой  стоимости денег.  Мы предлагаем заставить  «независимый» ЦБ снизить процентную ставку до 7%. В качестве первого шага по защите реального сектора экономики мы предлагаем Правительству С.-Пб до капитализировать Фонд поддержки промышленности до 20 млрд. рублей, а Фонд поддержки МСБ до 5 млрд. руб.

Нас отстранили от возможности приобретать  высокотехнологичную продукцию. К сожалению уровень развития  станкостроения,  приборостроения, машиностроения, самолетостроения не позволит нам быстро  решить эту проблему. Даже посевной материал в РФ более чем  на 50% импортный. Для развития импорт замещения мы предлагаем определить российские  предприятия, готовые выпускать высокотехнологическую продукцию, и освободить их от налога на прибыль и НДС на 3 года. Предварительно следует разобраться,  как были использованы уже выделенные ресурсы на импорт замещение и почему они не сработали.

Давайте посмотрим, как мы помогаем бизнесу в трудные времена. Сегодня МСБ  нашего города состоит из более чем 360 тысяч субъектов. Все программы поддержки: создание специальных или технико-внедренческих зон,  лизинговые схемы, снижение процентной ставки по кредитам, субсидирование предприятий и т.п. в реальности есть распределение бюджетных средств тем предприятиям, которые наиболее успешно расскажут чиновнику, принимающему решение об этой необходимости. Таким способом мы сможем помочь, и помогаем менее чем 0,3% МСБ. Может ли МСБ почувствовать такую поддержку? По нашему мнению, монетарное воздействие на экономику МСБ не эффективно, а на самом деле —  вредно, т.к. убивает главный двигатель развития – конкуренцию.   Мы  рекомендуем сосредоточить помощь на изменении действующего законодательства в интересах МСБ, создания благоприятной среды его обитания и развитии инфраструктурных проектов.

Мы благодарим Правительство С.-Пб за фиксацию налога  налог на недвижимость по ставке 1,5% от кадастровой стоимости, но это не снижение налоговой нагрузки. По современному уровню развития городской экономики и размеру заработных плат этот налог должен находиться в районе 05-07%. Просим Правительство  внести изменения в закон С.-Пб от 26.11.2017  N783-130 «О налоге на имущество организаций» и зафиксировать его на уровне 0,5% на 5 лет.  Так же мы просим  для всех предприятий МСБ понизить налоговую ставку УСН  до 3% от доходов и 5% доходы минус расходы.

Мы благодарим Правительство за отказ от плановых и внеплановых проверок, но мониторинг, который проводят наши чиновники при помощи многочисленных предприятий, ими созданных,  ничем не отличается от проверок. В своем ответе в наш адрес Комитеты доводят  до нашего сведения, что ни они, ни созданные ими учреждения , осуществляющие мониторинг, не являются органами государственного контроля поэтому  ФЗ о защите прав предпринимателей к ним отношения не имеет. Мы просим Правительство провести аудит всех около государственных предприятий, созданных нашими комитетами. А их по нашей оценке около 400. Всех освободившихся чиновников и работников  гос. предприятий   мы готовы обучить ведению бизнеса в целях расширения налогооблагаемой базы и пополнения бюджета нашего города.

За последние 15 лет мы лишили районные администрации нашего города всех рычагов управления экономикой. Хотя по размерам и населению каждый район нашего города – это крупный город. В целях повышения эффективности системы управления экономикой, предлагаем Правительству  рассмотреть возможность наделения администрации районов Санкт-Петербурга дополнительными полномочиями:

  1. Предлагаем вернуть в администрации районов полномочия по управлению землей и правами по распоряжению объектами городского недвижимого имущества. Для чего предлагаем вернуть во все районы подразделения КИО двойного подчинения. Это было.
  2. Предлагаем ввести чиновников районных администраций в советы директоров государственных монополий для контроля за тарифами.
  3. Наделить глав районов правами перевода жилых помещений в нежилой фонд.
  4. Поручить районным администрациям решение задачи по развитию  МСБ, устранению  административных барьеров.
  5. Поручить районам работу по улучшению инвестиционной привлекательности района в целях привлечения российских и иностранных инвестиций. И т.п.
  6. Для достоверной оценки эффективности развития МСБ района рекомендуем открыть в каждом районе бюджетные счета, пополняемые налогами предприятий района. По росту этих счетов, а не по докладам чиновников, можно более объективно оценить эффективность экономической работы районной администрации.

Просим обратить внимание на продолжающуюся монополизацию и огосударствление  ряда секторов экономики. Сетевые структуры практически полностью захватили рынок розницы (>80%), что объясняет рост стоимости товаров первой необходимости. Для картельного сговора следует сделать четыре звонка  и договориться о стоимости товара.  Мы подписали у Правительства В.И.Матвиенко постановление о создании магазинов шаговой доступности ( по плану 1500 — 2000 штук).  Постановление не выполнено. Лоббисты этого постановления уже не в Правительстве. А монополии в рознице укрепляют свои позиции. Например, было принято постановление Правительства  для предотвращения антитеррористической угрозы запретить располагаться торговым объектам мелкой розницы у станций метро и остановок гор. транспорта. Это привело бы к ликвидации около 3600 объектов розницы, имеющих товарный оборот около 800 млрд.рублей. Это больше чем бюджет нашего города. Куда бы пошел покупатель? Правильно, в торговые сети.   Продолжается наступление государственных  жилкомсервисов на сектор ЖКХ (  более 55%). Мы строим новую монополию в секторе утилизации ТБО. По поручению Правительства АПП провела анализ тарифов, разработанных Комитетом по тарифам Правительства С.-Пб. Я докладывал Г.С.Полтавченко, Губернатору С.-Пб и Председателю Правительсва, что он производит мусора в три раза больше, чем глава Лен.области, работающий в 400 метрах от Смольного. А вот наши дети в садиках производят мусора в 7 раз больше детей из Ленобласти. Реформа провалилась,  больше Ассоциацию для анализа  не приглашали. Мы перестали ставить задачу по демонополизации энерго, тепло, газо  и водоснабжения. Простота в управлении монополией неизбежно приведет к ухудшению качества обслуживания  и увеличению стоимости услуг. Частный сектор всегда был эффективнее государственного. Мы просим Правительство защитить частную собственность — основу  рыночной экономики. Наша правоохранительная система, с этим не справляется.

Я был депутатом пяти созывов МО «Город Петергоф». По нашему мнению, организация местного самоуправления из 111 муниципалитетов не эффективна как, по сути,  так и по теории управления.  Мы предлагаем сократить число муниципальных образований до 18-ти – числа районов города. Мы уверены, что взаимодействие укрупненных органов МСУ, представляющих интересы местных избирателей,  и районных администраций, назначаемых органов государственной власти,  даст  мощный толчок в развитии экономики района и прежде всего в развитии МСБ. Еще Сократ, за ним Платон, за ним Аристотель, за ним Гегель, за ним Энгельс подтверждали, что источник развития присутствует только при разрешении противоречий. Это первый закон философии, который требует от нас создавать систему управления с легально действующей оппозицией.

В новой экономической реальности существенно возрастает значение интеграции образования, науки, бизнеса и власти. Например, мы еще использует науку для разработки новых программ социально-экономического развития города, страны. Но мне не известны научные исследования, которые бы показали, почему не реализованы многие из разработанных планов. Было бы правильно  провести анализ невыполнения программы социально-экономического развития нашего города до 2020 года. (программа 2020), которую мы, к сожалению,   не выполнили по большинству показателей. Именно анализ наших провалов позволит избавиться от недостатков.

Задачи, поставленные Губернатором, например, доведения бюджета города до 1 трлн.рублей, можно решать разными способами. Повышением налоговой нагрузки на бизнес и жителей или расширением налогооблагаемой базы. Мы предлагаем второй способ.  Реализация всех экономические задач потребует усиления централизации системы управления. Считаем, что объединение в один комитет созданной сети экономических комитетов  позволит более эффективно решать поставленные задачи и выполнить требования Правительства РФ по сокращению государственного аппарата.